Книга: Теория культуры
Назад: 1. Понятия «культура», «цивилизация» и понятия, непосредственно связанные с ними
Дальше: РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Назад: 1. Понятия «культура», «цивилизация» и понятия, непосредственно связанные с ними
Дальше: РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
2. Понятия и термины теории культуры
Адаптация (от лат. adaptare – приспособление) культурная.
1. Приспособление человека и человеческих сообществ к жизни в окружающем их мире путем создания и использования культуры как искусственного (не природного) образования через изменение окружающей среды и себя в отношении к ней в соответствии с жизненными потребностями.
В этом случае то, что называют культурой и цивилизацией, обычно не различаются. Такое понимание культурной адаптации особенно применимо при рассмотрении ранних периодов бытия человека и социумов, культурогенеза, архаических, или близких к ним, человеческих сообществ.
Развитие же собственно культуры, в ее отличиях от того, что именуют цивилизацией, далеко не всегда и не во всем содействует приспособлению человека к выживанию в определенной среде.
2. Культурная адаптация может пониматься и как приспособление человека (социальной группы) к определенной культурной среде, встраивание в нее традиций, ценностей, норм, образцов отношений и поведения, языков культуры и т. д. путем их освоения. Тогда понятие «культурная адаптация» по смыслу связано с понятиями «инкультурация» и «аккультурация».
Аккультурация – в современном значении процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций – принципиально нового культурного синтеза (см.: Культурология. ХХ век. Словарь, с. 21).
Артефакт (от лат. arte – искусственно + factus – сделанный) культурный – любой объект (вещь, орудие, поведенческий акт, обряд, ритуал, элемент социальной структуры и т. д.), в котором воплощены ценности культуры, ценностные смыслы.
Архетип (от греч. ccp%ri – начало + xunoq – образ) культурный – прообраз, первоначало – образец; базисные элементы культуры, формирующие константные модели духовной жизни (типическое в культуре). Наиболее фундаментальными в составе культуры являются универсальные (общечеловеческие) и этнокультурные (этнические) архетипы.
Универсальные: например, архетипы укрощенного огня, хаоса, творения, мужского и женского начал, смены поколений, «золотого века». Этнокультурные представляют собой некие константы этнонациональной духовности, выражают опыт прошлого и чаяния будущего: апример, отзывчивость, открытость в русской культуре, связываемые с женским началом (см.: Культурология ХХ век. Словарь, с. 51–52).
Ассимиляция культурная – процесс, в результате которого члены одной социальной группы утрачивают своеобразие своей первоначально существовавшей культуры и усваивают культуру другой социальной группы, с которой они находятся в непосредственном контакте (см.: Культурология. ХХ век. Словарь, с. 55).
Гендер – пол в социокультурном плане; понятие, которым обозначается своеобразие мужского и женского в культуре, реализуемое в разных формах проявлений мужественности и женственности, мужского и женского поведения (см.: Лоусон Т., Гэррод Дж. Социология А–Я. Словарь–справочник. М., 2000. С. 99).
Глобализация культурная – процесс нарастания взаимосвязи и взаимодействий культур, протекающий во всемирном масштабе; интернационализация культуры (см.: Лоусон Т., Гэррод Дж. Социология А–Я. Словарь–справочник. М., 2000. С. 66–67).
Динамика культуры (социокультурная динамика) – изменения, происходящие внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер (см.: Культурология XX век. Словарь,
с. 99).
Говоря о динамике культуры, или социокультурной динамике, акцент делают не на изменениях культуры самой по себе, а на движущих ее социальных факторах, социальных «механизмах» культуры.
Диффузионизм – в познании культуры – концепция развития культуры и культур, основывающаяся на представлении о пространственных перемещениях, распространении культуры или ее отдельных элементов из какого–либо центра или центров.
Диффузия культурная – пространственное распространение, проникновение (диффузия) культурных достижений одних обществ в другие, заимствование достижений одних обществ другими (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 102–105).
Знаки и знаковые системы в культуре (культурах) – носители культурных значений, ценностных смыслов, ценностного содержания.
Знак вообще – чувственно воспринимаемый объект, который символически, условно представляет обозначаемый им предмет, явление, действие, событие, свойство, связь или отношение предметов, явлений, действий, событий и отсылает к этому предмету, явлению, действию и т. д., сигнализирует о предмете, явлении, свойстве и т. д., которые им обозначаются (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 99).
Знаки складываются в системы: языковые (естественные и искусственные языки) и неязыковые (например, правила этикета, системы сигналов, символов).
Знаки и знаковые системы являются носителями информации, значений, смыслов.
Идеал – совершенный образ явления, наделенный ценностным измерением универсальности, абсолютности; образец объекта, который максимально полным и совершенным образом отвечает потребностям (желаниям) человека; эталонная ценность.
Идентичность культурная – единство культурного мира человека (социальной группы) с определенной культурой, культурной традицией, культурной системой, характеризующееся усвоением и приятием ценностей, норм, содержательного ядра данной культуры и форм ее выражения.
Инкультурация – процесс приобщения индивида (социальной группы) к культуре, усвоение существующих ценностей, привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре (см.: Культурология. ХХ век. Словарь, с. 147).
Историческая типология культур – выявление типов культур в человеческой истории, классификация культур по типам и определение места конкретной культуры в культурно–историческом процессе (см.: Культурология. ХХ век. Словарь, с. 168).
Коммуникация культурная – процесс взаимодействия между людьми, социальными группами, организациями, конкретными культурами, при котором осуществляется передача и (или) обмен культурной информацией посредством специальных знаковых систем (языков), приемов и средств их использования (см.: Культурология. ХХ век. Словарь, с. 185).
Культурных кругов теория – направление в рамках исторической школы в этнографии и культурологии, центральной идеей которого было представление о том, что на протяжении ранней истории человечества устанавливались связи между отдельными элементами культуры. В результате этого оформились культурные круги, возникшие на определенном географическом пространстве и распространившиеся затем на другие области (см.: Культурология. ХХ век. Словарь, с. 237).
Культурогенез – процесс возникновения и становления человеческой культуры, один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и их качеств (см.: Культурология. ХХ век. Словарь, с. 239).
Линейность и циклизм – в представлениях о развитии культуры: 1) линейность – представление о развитии человеческой культуры и (или) культур по единой линии и (или) с единой направленностью – от возникновения к высшим или низшим стадиям развития;2) циклизм – представление о циклическом (от греч. кгжЯос; – круг) развитии культуры (культур, цивилизаций) от их возникновения к высшим стадиям и исчезновению.
Маргинальность (от лат. margo – край) культурная – понятие, характеризующее положение и особенности жизнедеятельности социальных групп и отдельных личностей, чьи ценностные установки, ориентации, модели поведения одновременно соотнесены (реально или в интенции) с различными культурными системами и проистекающими из них требованиями, но ни в одну из них они не интегрированы полностью (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 258).
Массовая культура – 1) культура масс (народа), большинства членов общества, культура, которая в принципе не может в целом находиться на самом высоком уровне при непрерывности культурного развития (творчества); 2) коммерциализованная, потребительская, стандартизуемая культура, малокультурность массы (толпы);3) пошловатая культура средних слоев общества.
Материальная культура – все еще используемый, но явно условный термин, обозначающий характер предметности, вещности (а не материальности) носителей духовных ценностных смыслов, особо выразительную опредмеченность (а не материальность) духовных явлений.
Народная культура – понятие, не имеющее четкого определения, смысл которого зависит от меняющегося значения понятия «народ». Часто отождествляется с представлением об этнической и национальной традиционной культуре. Иногда трактовалась как культура масс, низов общества в противопоставленности культуре избранных (верхов, аристократов).
Норма культурная – стандарт культурной деятельности, регулирующий отношения и поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным культурным группам и выражающий их представления о должном и желательном (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 321).
Обряды – церемонии или ритуалы, которые сопровождают какие–либо ключевые моменты в жизни людей.
Обычай – исходный, наиболее простой тип культурной регуляции отношений и деятельности людей на основе привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в определенное время и в определенном месте (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 328).
Повседневность – то, что в жизни человека и окружающем его мире природы и культуры происходит ежедневно и определенным образом переживается и оценивается.
Отсюда культура повседневности – воплощение культуры и ее ценностей в каждодневном бытии человека или сообщества людей.
Постмодернизм – широкое культурное течение, которое несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем эпохи «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением художественных языков. Авангардистской установке на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем ее ироничного цитирования. Рефлексия по поводу модернистской концепции мира как хаоса выливается в опыт игрового освоения этого хаоса, превращения его в среду обитания человека культуры (см.: Культурология. ХХ век. Словарь, с. 348–349).
Смысл постмодернизма некоторые исследователи видят в создании предпосылок для новых постановок проблем свободы и ответственности, в демонстрации полимодального рассмотрения культуры, утверждении самодостаточности творчества и творческой личности, научного и художественного плюрализма.
Ритуал – исторически сложившаяся форма не инстинктивного, предсказуемого, социально–санкционированного упорядоченного символического поведения, в которой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и зачастую не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей (см.: Культурология. ХХ век. Словарь, с. 381).
Символ (от греч. symbolon – знак, примета) – особый знак, предполагающий общезначимую реакцию не на сам символизируемый объект, а на отвлеченные значения, связанные с этим объектом (см.: Культурология. ХХ век. Словарь, с. 407).
Симулякр (стереотип, псевдовещь, чистая форма) – образ отсутствующей действительности, псевдоподобное подобие, лишенное подлинника. Поверхностный гиперреалистический объект, за которым не стоит какая–либо реальность. Это пустая форма, когда грань между реальным и воображаемым стерта (см.: Культурология. ХХ век. Словарь, с. 423).
Смыслы культурные – информационное, эмоциональное, экспрессивно–ценностное содержание (значение) культурных объектов и их элементов как знаков.
Стиль – образ жизни и действия, основанный на определенных закономерностях, закрепленных и выраженных в самих действиях и их результатах. Стили обладают относительной устойчивостью и зачастую творческой ценностью (романский стиль, барокко, стиль модерн и т. д.). Стиль той или иной культуры (согласно Ф. Ницше) – единство творческих стилей во всех проявлениях народной жизни.
Субкультура – особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами, стилями поведения (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 450).
Традиции культурные – культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.
Традиции включают в себя объекты наследования (духовные ценности, процессы и способы наследования). В качестве традиционных выступают культурные образцы, ценности, нормы, обычаи, обряды, стили и т. д. (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 480).
Уровень культуры (культурности) – степень, высота культурной развитости человека или социальной группы (конкретного общества).
Функции культуры – то, чему содействует культура, для чего она предназначена; совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 508).
В то же время существует представление о принципиальной нефункциональности культуры, о том, что она может рассматриваться не как средство для чего–то, а только как цель (С. Л. Франк) и что сама по себе культура ничего не делает, хотя ее наличие, уровень или отсутствие могут быть весьма действенными.
Хронотоп культурный – единство пространственных и временных параметров, обнаруживающее, выражающее и во многом определяющее своеобразие культурных систем.
Ценность – отношение между человеком (социальной группой) и явлением, ставшим носителем особой позитивной (в рамках данной социальной общности) значимости чего–либо, кого–либо.
Иначе говоря, особая объективная положительная значимость чего–либо (кого–либо) в жизни конкретного человека, социальной группы, общества.
В сопоставлении с ценностью оценка – субъективное эмоциональное или рациональное представление об особой значимости чего–либо (кого–либо) в жизни конкретного человека, социальной группы, общества, нередко являющееся моментом ценностного отношения.
Ценность культуры – особая объективная положительная значимость чего–либо (кого–либо) в духовной жизни конкретного человека, социальной группы, общества, воплощаемая в разнообразных носителях значимостей и выражаемая в знаках и знаковых системах данной культуры.
Ценностная ориентация – комплекс духовных детерминант, отношений и деятельности людей (или отдельного человека), определяющий направленность реализации культуры в чувствах, мыслях, намерениях и действиях.
Эволюционизм – в теории культуры – представление о едином для человечества пути постепенного исторического развития культуры от низших уровней к высшим состояниям. Пути, на котором отдельные культуры не прогрессируют (некоторые вовсе исчезают), а другие достигают все большей культурной продвинутости.
Элитарная (от фр. elite – отборное, выбранное, лучшее) культура – 1) культура «духовной аристократии», высококультурных представителей групп общества; 2) обозначение некоторых субкультур, привилегированных групп общества, которые характеризуются, помимо духовного аристократизма, принципиальной закрытостью, ценностно–смысловой самодостаточностью, противопоставленных массовой в широком смысле культуре (в том числе – потребительской, «народной»).
Языки культуры – знаковые системы, в которых и с помощью которых выражаются разнообразные ценностные смыслы и обеспечиваются культурное и межкультурное общение, сохранение и трансляция ценностей культуры.
Назад: 1. Понятия «культура», «цивилизация» и понятия, непосредственно связанные с ними
Дальше: РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Дальше: РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- 1. Коллектив Авторов Теория культуры
- 2. ПРЕДИСЛОВИЕ
- 3. 1. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ
- 4. 1.1. Становление теоретической культурологии
- 5. 1.2. Векторы и ориентиры современной культурологии
- 6. 1.3. Связи теоретической культурологии с другими гуманитарными науками
- 7. 2. МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
- 8. 2.1. Культура как специфический объект и предмет исследования
- 9. 2.2. Философская, общенаучная и конкретнонаучная методологии в культурологических исследованиях
- 10. 2.3. Эмпирические и теоретические методы в изучении культуры
- 11. 2.4. Структурные, функциональные и типологические методы исследования культуры
- 12. 2.5. Системный метод в исследовании культуры
- 13. 2.6. Генетический, реконструктивный методы и метод моделирования в исследовании культуры
- 14. 2.7. Специфические методологии исследования культуры
- 15. 2.8. Постмодернистские методологии осмысления и постижения культуры
- 16. 3. ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ КУЛЬТУРЫ
- 17. 3.1. Современные смыслы понятия «культура»
- 18. 3.2. Культура и цивилизация. Культурность и цивилизованность
- 19. 3.3. Уровни культуры и культурности
- 20. 3.4. Ценности культуры
- 21. 3.5. Нормы и идеалы в культуре
- 22. 3.6. Структурирование культуры
- 23. 3.7. Функционирование культуры
- 24. 4. МНОГООБРАЗИЕ ЦЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ
- 25. 4.1. Вера, религия, культура
- 26. 4.2. Нравственная культура
- 27. 4.3. Культурные смыслы любви
- 28. 4.4. Эстетическая и художественная культура
- 29. 4.5. Культура и познание. Истина как ценность культуры
- 30. 4.6. Культура и свобода
- 31. 5. КУЛЬТУРА И ЕЕ ЦЕННОСТИ В РАЗНЫХ СФЕРАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 32. 5.1. Культура в сфере хозяйства
- 33. 5.2. Культура в политической деятельности
- 34. 5.3. Правовая культура
- 35. 6. КУЛЬТУРОГЕНЕЗ. ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА И ТИПОДОГИИ КУЛЬТУР
- 36. 6.1. Проблемы культурогенеза
- 37. 6.2. Социокультурная динамика
- 38. 6.3. Исторические типологии культур
- 39. 7. КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРЫ
- 40. 7.1. Общечеловеческое, этнонаииональное и региональное в культуре
- 41. 7.2. Пространственные ориентиры культуры: Запад–Восток, Север–Юг
- 42. 7.3. Этническое своеобразие культур
- 43. 7.4. Национальные культуры
- 44. 7.5. Социальная специфика культуры
- 45. 7.6. Возрастная специфика и тендерные аспекты культуры
- 46. 8. ТРАДИЦИИ, НОВАТОРСТВО И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В КУЛЬТУРЕ
- 47. 8.1. Традиции и новаторство в культуре
- 48. 8.2. Преемственность поколений
- 49. 8.3. Социальные институты культуры
- 50. 9. ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. КУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
- 51. 9.1. Понятие «межкультурная коммуникация»
- 52. 9.2. Структура и средства межкультурных коммуникаций
- 53. 9.3. Виды межкультурной коммуникации
- 54. 9.4. Аккультурация в межкультурных взаимодействиях
- 55. 9.5. Проблема понимания в межкультурной коммуникации
- 56. 9.6. Толерантность как результат межкультурной коммуникации
- 57. 10. КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ
- 58. 10.1. Исследовательские традиции и современное состояние изучения культуры повседневности
- 59. 10.2. Что такое повседневность?
- 60. 10.3. Культурная семантика повседневного пространства
- 61. 11. КУЛЬТУРА КАК СОВОКУПНОСТЬ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ И ЦЕННОСТНЫХ СМЫСЛОВ
- 62. 11.1. Семиотический подход к осмыслению культуры
- 63. 11.2. Семиотика повседневности
- 64. 11.3. Искусство как язык культуры
- 65. 12. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В КУЛЬТУРЕ
- 66. 12.1. Культура и пространство
- 67. 12.2. Культура и время
- 68. 13. КУЛЬТУРА И СОВРЕМЕННОСТЬ
- 69. 13.1. Существенные особенности современной культуры
- 70. 13.2. Культура и антикультура
- 71. 14. ПОСТМОДЕРНИЗМ И СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА
- 72. 14.1. Истоки и сущность постмодернизма
- 73. 14.2. Складки и ризоморфный характер культурного поля
- 74. 14.3. Элитарное и массовое сознание в пространстве современной культуры
- 75. 15. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ
- 76. 15.1. Понятие «глобализация»
- 77. 15.2. Социокультурная динамика глобализации
- 78. 15.3. Культурные параметры глобализации
- 79. 15.4. Глобальная культура и культурная «экспансия»
- 80. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- 81. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
- 82. 1. Понятия «культура», «цивилизация» и понятия, непосредственно связанные с ними
- 83. 2. Понятия и термины теории культуры
- 84. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- 85. Учебники и учебные пособия
- 86. Антологии, словари, хрестоматии, энциклопедии
- 87. Первоисточники
- 88. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- 89. Предмет теории культуры, культура и цивилизация, функции культуры
- 90. Подходы к исследованию культуры и методы ее изучения
- 91. Ценности жизни и культуры; многообразие и единство ценностей культуры
- 92. Вера как ценность культуры. Религия и культура
- 93. Нравственная культура и ее ценности
- 94. Культурные смыслы любви
- 95. Красота. Эстетическая и художественная культура. Искусство как феномен культуры
- 96. Истина как ценность культуры. Наука и культура. Культура и техника
- 97. Свобода и культура
- 98. Культура в сферах экономики и хозяйства, политики и права
- 99. Культурогенез, социокультурная динамика и типологии культур
- 100. Региональное и этнонациональное, социально–слоевое (в том числе возрастное, гендерное) и общечеловеческое в культуре
- 101. Культурная преемственность, традиции, способы и средства сохранения и трансляции ценностей культуры. Социальные институты культуры
- 102. Взаимодействие культур, культурные коммуникации, диалоги культур
- 103. Культура повседневности
- 104. Культура как совокупность знаковых систем. Языки культуры
- 105. Культура в ее связях с пространством и временем
- 106. Культура и современность. Постмодернизм
- 107. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ «ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ»
- 108. Примечания
- 109. 1
- 110. 2
- 111. 3
- 112. 4
- 113. 5
- 114. 6
- 115. 7
- 116. 8
- 117. 9
- 118. 10
- 119. 11
- 120. 12
- 121. 13
- 122. 14
- 123. 15
- 124. 16
- 125. 17
- 126. 18
- 127. 19
- 128. 20
- 129. 21
- 130. 22
- 131. 23
- 132. 24
- 133. 25
- 134. 26
- 135. 27
- 136. 28
- 137. 29
- 138. 30
- 139. 31
- 140. 32
- 141. 33
- 142. 34
- 143. 35
- 144. 36
- 145. 37
- 146. 38
- 147. 39
- 148. 40
- 149. 41
- 150. 42
- 151. 43
- 152. 44
- 153. 45
- 154. 46
- 155. 47
- 156. 48
- 157. 49
- 158. 50
- 159. 51
- 160. 52
- 161. 53
- 162. 54
- 163. 55
- 164. 56
- 165. 57
- 166. 58
- 167. 59
- 168. 60
- 169. 61
- 170. 62
- 171. 63
- 172. 64
- 173. 65
- 174. 66
- 175. 67
- 176. 68
- 177. 69
- 178. 70
- 179. 71
- 180. 72
- 181. 73
- 182. 74
- 183. 75
- 184. 76
- 185. 77
- 186. 78
- 187. 79
- 188. 80
- 189. 81
- 190. 82
- 191. 83
- 192. 84
- 193. 85
- 194. 86
- 195. 87
- 196. 88
- 197. 89
- 198. 90
- 199. 91
- 200. 92
- 201. 93
- 202. 94
- 203. 95
- 204. 96
- 205. 97
- 206. 98
- 207. 99
- 208. 100
- 209. 101
- 210. 102
- 211. 103
- 212. 104
- 213. 105
- 214. 106
- 215. 107
- 216. 108
- 217. 109
- 218. 110
- 219. 111
- 220. 112
- 221. 113
- 222. 114
- 223. 115
- 224. 116
- 225. 117
- 226. 118
- 227. 119
- 228. 120
- 229. 121
- 230. 122
- 231. 123
- 232. 124
- 233. 125
- 234. 126
- 235. 127
- 236. 128
- 237. 129
- 238. 130
- 239. 131
- 240. 132
- 241. 133
- 242. 134
- 243. 135
- 244. 136
- 245. 137
- 246. 138
- 247. 139
- 248. 140
- 249. 141
- 250. 142
- 251. 143
- 252. 144
- 253. 145
- 254. 146
- 255. 147
- 256. 148
- 257. 149
- 258. 150
- 259. 151
- 260. 152
- 261. 153
- 262. 154
- 263. 155
- 264. 156
- 265. 157
- 266. 158
- 267. 159
- 268. 160
- 269. 161
- 270. 162
- 271. 163
- 272. 164
- 273. 165
- 274. 166
- 275. 167
- 276. 168
- 277. 169
- 278. 170
- 279. 171
- 280. 172
- 281. 173
- 282. 174
- 283. 175
- 284. 176
- 285. 177
- 286. 178
- 287. 179
- 288. 180
- 289. 181
- 290. 182
- 291. 183
- 292. 184
- 293. 185
- 294. 186
- 295. 187
- 296. 188
- 297. 189
- 298. 190
- 299. 191
- 300. 192
- 301. 193
- 302. 194
- 303. 195
- 304. 196
- 305. 197
- 306. 198
- 307. 199
- 308. 200
- 309. 201
- 310. 202
- 311. 203
- 312. 204
- 313. 205
- 314. 206
- 315. 207
- 316. 208
- 317. 209
- 318. 210
- 319. 211
- 320. 212
- 321. 213
- 322. 214
- 323. 215
- 324. 216
- 325. 217
- 326. 218
- 327. 219
- 328. 220
- 329. 221
- 330. 222
- 331. 223
- 332. 224
- 333. 225
- 334. 226
- 335. 227
- 336. 228
- 337. 229
- 338. 230
- 339. 231
- 340. 232
- 341. 233
- 342. 234
- 343. 235
- 344. 236
- 345. 237
- 346. 238
- 347. 239
- 348. 240
- 349. 241
- 350. 242
- 351. 243
- 352. 244
- 353. 245
- 354. 246
- 355. 247
- 356. 248
- 357. 249
- 358. 250
- 359. 251
- 360. 252
- 361. 253
- 362. 254
- 363. 255
- 364. 256
- 365. 257
- 366. 258
- 367. 259
- 368. 260
- 369. 261
- 370. 262
- 371. 263
- 372. 264
- 373. 265
- 374. 266
- 375. 267
- 376. 268
- 377. 269
- 378. 270
- 379. 271
- 380. 272
- 381. 273
- 382. 274
- 383. 275
- 384. 276
- 385. 277
- 386. 278
- 387. 279
- 388. 280
- 389. 281
- 390. 282
- 391. 283
- 392. 284
- 393. 285
- 394. 286
- 395. 287
- 396. 288
- 397. 289
- 398. 290
- 399. 291
- 400. 292
- 401. 293
- 402. 294
- 403. 295
- 404. 296
- 405. 297
- 406. 298
- 407. 299
- 408. 300
- 409. 301
- 410. 302
- 411. 303
- 412. 304
- 413. 305
- 414. 306
- 415. 307
- 416. 308
- 417. 309
- 418. 310
- 419. 311
- 420. 312
- 421. 313
- 422. 314
- 423. 315
- 424. 316
- 425. 317
- 426. 318
- 427. 319
- 428. 320
- 429. 321
- 430. 322
- 431. 323
- 432. 324
- 433. 325
- 434. 326
- 435. 327
- 436. 328
- 437. 329
- 438. 330
- 439. 331
- 440. 332
- 441. 333
- 442. 334
- 443. 335
- 444. 336
- 445. 337
- 446. 338
- 447. 339
- 448. 340
- 449. 341
- 450. 342
- 451. 343
- 452. 344
- 453. 345
- 454. 346
- 455. 347
- 456. 348
- 457. 349
- 458. 350
- 459. 351
- 460. 352
- 461. 353
- 462. 354
- 463. 355
- 464. 356
- 465. 357
- 466. 358
- 467. 359
- 468. 360
- 469. 361
- 470. 362
- 471. 363
- 472. 364
- 473. 365
- 474. 366
- 475. 367
- 476. 368
- 477. 369
- 478. 370
- 479. 371
- 480. 372
- 481. 373
- 482. 374
- 483. 375
- 484. 376
- 485. 377
- 486. 378
- 487. 379
- 488. 380
- 489. 381
- 490. 382
- 491. 383
- 492. 384
- 493. 385
- 494. 386
- 495. 387
- 496. 388
- 497. 389
- 498. 390
- 499. 391
- 500. 392
- 501. 393
- 502. 394
- 503. 395
- 504. 396
- 505. 397
- 506. 398
- 507. 399
- 508. 400
- 509. 401
- 510. 402
- 511. 403
- 512. 404
- 513. 405
- 514. 406
- 515. 407
- 516. 408
- 517. 409
- 518. 410
- 519. 411
- 520. 412
- 521. 413
- 522. 414
- 523. 415
- 524. 416
- 525. 417
- 526. 418
- 527. 419
- 528. 420
- 529. 421
- 530. 422
- 531. 423
- 532. 424
- 533. 425
- 534. 426
- 535. 427
- 536. 428
- 537. 429
- 538. 430
- 539. 431
- 540. 432
- 541. 433
- 542. 434
- 543. 435
- 544. 436
- 545. 437
- 546. 438
- 547. 439
- 548. 440
- 549. 441
- 550. 442
- 551. 443
- 552. 444
- 553. 445
- 554. 446
- 555. 447
- 556. 448
- 557. 449
- 558. 450
- 559. 451
- 560. 452
- 561. 453
- 562. 454
- 563. 455
- 564. 456
- 565. 457
- 566. 458
- 567. 459
- 568. 460
- 569. 461
- 570. 462
- 571. 463
- 572. 464
- 573. 465
- 574. 466
- 575. 467
- 576. 468
- 577. 469
- 578. 470
- 579. 471
- 580. 472
- 581. 473
- 582. 474
- 583. 475
- 584. 476
- 585. 477
- 586. 478
- 587. 479
Комментариев: 1