Книга: Говори и властвуй: ораторское искусство длЯ каждого
Назад: Харизма по заказу
Дальше: Практикум «подбор метасообщениЯ»
Назад: Харизма по заказу
Дальше: Практикум «подбор метасообщениЯ»
С Чего наЧинаетсЯ общение
От плохого начала и конец бывает плохой.Еврипид
Отрастил себе на тренинге харизму, теперь так и ходит в ней!Из впечатлений участника
С чего начинается общение с работодателем, красивой девушкой или молодым человеком, несговорчивым милиционером или даже хулиганом на темной улице? Со слов? Ошибаетесь!
При любой важной встрече — будь то собеседование при приеме на работу, деловые переговоры с партнером или даже свидание — 50 % устойчивого впечатления о человеке формируется в течение первых минут общения. Первое впечатление превращается в убеждение. Сколько бы ни длилась последующая беседа, люди практически создают условия, чтобы их первоначальное мнение было подтверждено последующими фактами. И вопросы задают в зависимости от первого впечатления о собеседнике: при положительном — позволяющие человеку раскрыться с наилучшей стороны, при отрицательном — подтверждающие негатив.
Следует очень внимательно остановиться на том, что же, собственно, создает первое впечатление, а в дальнейшем формирует общее отношение к человеку.
Пособия из серий «популярная психология» или «психология бизнеса» содержат массу советов относительно того, как должен одеваться, улыбаться, подавать руку и здороваться уверенный в себе человек. А также, какие он должен носить часы, костюмы, носки и галстуки. Если бы это все было правдой в полной мере, самое лучшее впечатление на окружающих должен был бы производить манекен в витрине модного магазина.
Бизнесмен собирается на важные переговоры. Нервничает, курит, без конца перекладывает бумаги в папке.— А видно, что у меня галстук за 200 долларов?Более спокойный и циничный коллега:— А ты чек из магазина скотчем приклей, сразу будет заметно!
Разумеется, внешний вид, соответствующая случаю одежда и аксессуары — это важная деталь. И пренебрегать ими не следует. Но для того, чтобы создать благоприятное впечатление о себе, этого недостаточно. Без внутренней уверенности в себе улыбка человека будет выглядеть искусственной, тщательно выверенные жесты — деревянными, а костюм — всего лишь вещью, которая лучше смотрелась бы в магазине.
В низеньком домике, крытом соломой, в долине Намсанга жили бедняки — муж и жена У Сен. Муж целыми днями не выходил из своей холодной комнатенки, где только и делал, что читал книги. Однажды его жена, вся в слезах, сказала ему: «Послушай, добрый мой супруг! Что толку в прочитанных тобой книгах? Моя молодость прошла, а я все обстирываю и обшиваю чужих людей. Вот уже три дня, как не на что купить еды. Я замерзла и хочу есть. Больше не могу так!»Услышав эти слова, муж закрыл книгу, поднялся на ноги и, ничего не говоря, вышел за дверь. Добравшись до центра города, он остановил прохожего:— Здравствуйте, мой друг! Не скажете ли, кто самый богатый человек в этом городе?— Бедный крестьянин! Разве ты не знаешь богатея Бьен-си? Его сверкающий дом под черепичной крышей и двенадцатью воротами хорошо виден отсюда!У Сен направился к дому богача. Пройдя через большие ворота, он без стука открыл дверь в гостиную и обратился к хозяину:— Мне нужно 10 тысяч янгов, чтобы начать торговое дело, и я хочу, чтобы вы мне их одолжили.— Хорошо, господин. Куда мне отослать деньги?— На рынок Ансонг, через торговца подержанными вещами.— Очень хорошо, господин. Я обращусь к Киму, у него самая большая лавка подержанных вещей на рынке Ансонг. Я отправлю деньги туда.— До свидания, господин.Когда У Сен вышел, гости, которые были свидетелями разговора, стали спрашивать Бьен-си, с чего это он согласился дать большую сумму денег незнакомому оборванцу. Богач ответил им с довольным видом:— Хотя на нем была одежда нищего, он заговорил прямо о деле, без предательской неуверенности и не униженно, как обычно поступают люди, которые просят деньги и не собираются возвращать долг. Так, как он, мог вести себя или сумасшедший, или человек, уверенный в успехе задуманного дела. Но, судя по его бесстрашному взгляду и уверенному голосу, это человек незаурядный, очень умный и достойный доверия. Деньги часто принижают людей, но такие, как он, делают большие деньги. Я только рад помочь большому человеку начать его большое дело.Ха Те Унг. За кулисами дворцов Кореи
Голос, движения, осанка, походка, мимика и выражение лица — вот что создает общее впечатление о человеке, которое мы будем называть метасообщением. Внутреннее состояние неминуемо отражается на внешнем облике (сознание и тело — части единой системы, в одной из последующих глав мы остановимся на этом более подробно).
О том, какое у человека настроение, кем он является и чего от нас хочет, мы часто судим с первого взгляда, еще до того, как наш собеседник заговорит. Его поза, осанка, движение, мимика зачастую буквально «кричат» о его истинных намерениях и целях. Это другой язык — более древний, чем разговорная словесная речь, но столь же понятный и куда более значимый.
Сообщение — это то, что человек говорит нам, а метасообщение — это то, что человек сообщает нам о себе без слов. Надо ли ему верить, уверенно ли он себя чувствует, что он нам хочет при помощи слов сказать — вся эта информация сообщается невербально. И наше отношение к человеку формируется именно на основе этой информации, а не от того, какие у него документы или рекомендательные письма.
Метасообщение и сообщение — это обложка книги и ее содержание. Глядя на обложку, вы можете сделать вывод о серьезности издания, его возрасте, цене, содержании. Оно формирует ваше отношение к содержанию.
Как в толпе людей узнать спортсмена, офицера или профессиональную балерину? Правильно: по осанке, выправке, походке, жестам…
Мы были знакомы с одним человеком — парнем двадцати пяти лет, хорошим журналистом, но человеком невероятно неуверенным в себе, закомплексованным и робким. В своей редакции он с самого начала получил обидное прозвище Мышь. Ему самому это не нравилось, он всеми силами старался добиться уважения коллег. Однажды он решил радикально сменить имидж: постригся, надел новый дорогой костюм, галстук (до этого он ходил на работу в джинсах и свитерах) и даже почти настоящий «ролекс». В редакции полдня стоял хохот; сотрудники показывали пальцами на несчастного парня, говоря друг другу: «Смотри, как Мышь вырядился!» Уважения парню это не прибавило и самооценки не повысило.
Метасообщение — это немая презентация человека, краткий рассказ о самом себе, о своей деятельности, о своем отношении к миру.
И от того, каким будет ваше метасообщение, во многом зависит то, как вас воспримет ваш собеседник. Подпишет контракт или нет. Примет на работу или укажет на дверь.
Человек посылает в окружающий мир информацию о себе вне зависимости от того, хочет он этого или нет.
У каждого человека к двадцати пяти годам формируется свой набор привычных масок. У кого-то она всего одна и с возрастом становится поистине «железной». Человек идет по жизни с метасообщением «Я здесь главный» или «Мне всегда не везет», «Меня не надо принимать во внимание».
Ну хорошо, скажете вы, с тем, что метасообщение важно, мы согласны. А как же этой замечательной информацией воспользоваться? Как изменить неудачное метасообщение — или это вообще невозможно?
Нам следует запомнить главное: нет плохих и хороших метасообщений. Есть подходящие к текущей ситуации и не подходящие. Например, если вы продавец в торговом зале и постоянно шлете всем мимо пробегающим потенциальным покупателям фразу «Как мне все надоело!», то к успеху это вас, скорее всего, не приведет. Однако если вы идете по улице, где обычно собираются религиозные проповедники с бесплатными брошюрами, такое метасообщение вполне может вас выручить.
Те, кто ездит автостопом, хорошо знают правило: хочешь, чтобы идущая тебе навстречу машина остановилась — прими спокойную и уверенную позу «Я тот, кто вам нужен. Остановитесь!». А вот для того чтобы ездить «зайцем» на электричках, требуется другая стратегия. Для контролеров часто хорошо подходит метасообщение: «Я маленький, не трогайте меня». Или просто «Меня нет».
Нам необходимо, во-первых, развивать у себя поведенческую гибкость, практикуя различные метасообщения; во-вторых, подбирать и использовать такие метасообщения, которые наиболее гармонично подходят к текущей ситуации.
Иногда человек хочет выглядеть уверенно, но вместо метасообщения «Я уверен в себе» у него выходит что-то вроде «Я хочу выглядеть уверенным в себе». Это совершенно разные вещи. И конечный результат будет далек от ожидаемого. Поэтому подобную технику поначалу лучше всего тренировать с партнером, чтобы он давал вам «обратную связь» и вы могли видеть себя так, как вас видят окружающие.
А главное, запомните: человек может быть любым. Уверенным и неуверенным, сильным и слабым, веселым и грустным. Сознание человека как вода — оно может принять форму любого сосуда, в который его поместят.
- 1. Дмитрий Аксенов, Виктория Борисова Говори и властвуй: ораторское искусство длЯ каждого
- 2. От авторов
- 3. Введение
- 4. Я, ты и другие…
- 5. Океан общениЯ
- 6. Можно ли жить без общениЯ?
- 7. Общение — это слова?
- 8. НауЧите менЯ общатьсЯ!
- 9. Вредное общение
- 10. Женский взглЯд и мужской подход
- 11. Человек собаке друг, или общение с животными
- 12. Миллионер общениЯ
- 13. Харизма по заказу
- 14. С Чего наЧинаетсЯ общение
- 15. Практикум «подбор метасообщениЯ»
- 16. Практикум «походка могущества»
- 17. Кузнец, кузнец, выкуй мне голосок…
- 18. Практикум «настрой свой голос»
- 19. Сто грамм адреналина длЯ храбрости
- 20. Практикум «адреналиновый барометр»
- 21. В джунглЯх общениЯ
- 22. Принципы общениЯ и правила, с которыми можно спорить
- 23. Нарисуй свою карту
- 24. Правда разбитого зеркала
- 25. Как прикинутьсЯ шлангом, или несколько слов о гибкости
- 26. Долгие поиски смысла
- 27. Душа, заклюЧеннаЯ в плоть
- 28. А в душе Я белый и пушистый…
- 29. БогаЧ или беднЯк?
- 30. Практикум «библиотека идей»
- 31. КулинарнаЯ книга общениЯ
- 32. Секрет успеха
- 33. Близнец длЯ всех
- 34. Практикум «зеркало и антизеркало»
- 35. Практикум «прогулки в Чужих мокасинах»
- 36. Фонтан слов
- 37. Практикум «рыба»
- 38. Вижу, слышу, Чувствую, понимаю…
- 39. Практикум «рассказ об отпуске»
- 40. Практикум «любовное письмо»
- 41. А нюх — как у собаки, а глаз — как у орла!
- 42. Практикум «фотографирование взглЯдом»
- 43. Практикум «звуковой камертон»
- 44. Практикум «принцесса на горошине»
- 45. Практикум «да» и «нет»
- 46. Практикум «детектор лжи»
- 47. Рецепт на розовые оЧки (о таинстве рефрейминга)
- 48. Практикум «самооценка»
- 49. Меню длЯ ослика — морковь и палка
- 50. Упражнение «Калибровка мотивации»
- 51. Практикум «двуЯзыЧнаЯ реклама»
- 52. Сети, сплетенные из слов
- 53. Практикум «арсенал реЧевых стратегий»
- 54. Улыбка на привЯзи
- 55. Практикум «установка ЯкорЯ»
- 56. Что скрываетсЯ под наЧинкой слова?
- 57. Практикум «докопатьсЯ до корнЯ»
- 58. Практикум «определение паттерна метамодели»
- 59. Их поменЯли местами
- 60. Техника «Решение коммуникативной ситуации с помощью трех позиций восприЯтиЯ»
- 61. ВолшебнаЯ сила историй, или заЧем рассказывать людЯм сказки
- 62. Практикум «объЯсни метафорой»
- 63. Нужна ли длЯ общениЯ подушка безопасности?
- 64. Практикум «ЭкологиЧный переводЧик»
- 65. Практикум «неэкологиЧнаЯ энциклопедиЯ»
- 66. Практикум «фильтр длЯ мозга»
- 67. Практикум «ЧистаЯ реЧь»
- 68. Практикум «Декартовы координаты»
- 69. На планете людей
- 70. ТЯжело в уЧении, легко в бою
- 71. Молодые симпатиЧные желают познакомитьсЯ
- 72. Рецепт семейного сЧастьЯ
- 73. Мы делили апельсин… (немного об эффективных переговорах)
- 74. Ищу работу!
- 75. Упражнение «Опись достоинств»
- 76. Позвони мне, позвони…
- 77. Я к вам пишу…
- 78. Как продать слона (немного об эффективных продажах)
- 79. Сомневающийся (растерянный) клиент
- 80. Целеустремленный клиент
- 81. «Зажженный» клиент
- 82. Благодарный клиент
- 83. Кто кому должен?
- 84. Исполнитель желаний
- 85. Преодолеваем «языковой» барьер
- 86. Учимся «читать мысли»
- 87. Как слово переворачивает мир
- 88. В груди горит костер желаний…
- 89. Соломка на подстилку
- 90. Дать отпор хаму, или используем слово как автомат Калашникова
- 91. «Золотой щит»
- 92. Разрывы шаблонов
- 93. Забалтывание
- 94. Ремесло и мастерство
- 95. Вместо заключения
Комментариев: 0