Говори и властвуй: ораторское искусство длЯ каждого

На планете людей

ТЯжело в уЧении, легко в бою

Мы изучили основные модели общения, алфавит коммуникации. Научились ставить цель и калибровать реакции собеседника; использовать якоря, создающие настроение; изменять мнения человека при помощи лупы рефрейминга; познакомились с молоточками метамодели и магнитами мотивации. Каждый из этих инструментов хорош по-своему, и при помощи каждого из них можно добиться каких-то результатов. Но если их использовать в комплексе — результат будет на несколько порядков сильнее.
Фактически все, что мы изучили, — это инструменты общения. С их помощью можно решать коммуникативные задачи, достигать каких-то целей, но невозможно использовать только одно из них. Если у вас из всех столярных инструментов только отвертка и топор, сможете ли вы построить дом? Или собрать шкаф? Это возможно только для великих мастеров. Но если у вас есть набор инструментов, то решить любую задачу будет гораздо проще. Сейчас мы поговорим о комплексном использовании всех изученных средств. Разберемся с тем, как использовать их в разных комбинациях и как с их помощью решать большие и значимые макрокоммуникативные задачи.
Часто люди отмечают, что, когда они стали заниматься и практиковать техники, общаться стало сложнее. Что внимания не хватает на все; пока они занимаются калибровкой — теряется нить разговора; пока придумывают подходящий рефрейминг — проходит слишком много времени. Человек думает о том, что ему сказать, и забывает отслеживать реакции собеседника. Человеку трудно концентрироваться сразу на всем.
Это нормально. Более того, это хороший признак, который говорит о том, что вы действительно учитесь и находитесь на правильном пути. Пока человек не стал мастером, пока новые навыки еще не ушли на уровень подсознания, сознательно делать все приемы тяжело. Любой навык, который мы выполняем осознанно, сложен. Ну, попробуйте, например, осознанно ходить. Не просто двигаться, а принимать решение о каждом микродействии. Ваш внутренний диалог будет звучать примерно так: «Вот я поднимаю правую ногу, переношу вес тела на левую, вот я двигаю правую на 40 см вперед, вот я опускаю ее на пол и одновременно переношу на нее центр тяжести…» Сложновато, правда?
Когда человек учится какому-то навыку, то первое время процесс обучения идет через сознание. А сознание хорошо тем, что в нем все можно контролировать, но оно ограниченно в своих объемах и возможностях. По сравнению с бессознательным сознание — это крупица. По своим объемам ваше сознание соотносится с вашим подсознанием примерно как квартира, в которой вы живете, с вашим городом. Навыки дают хорошие результаты только тогда, когда они доведены до автоматизма, когда они «переехали» в подсознательную часть мозга.
Все это справедливо и для мастерства коммуникации. Почему мы и рекомендуем отрабатывать навыки поэтапно, постепенно, по одному. Если вы неделю потратили на калибровку, сознательно отслеживали реакции других людей, видели и слышали, как изменяется их мимика, позы, голос, калибровали разные состояния, все это записывали, то через несколько дней вы можете сознательно отказаться от этой работы. Ведь, скорее всего, вы этому уже научились. Вам не нужно тратить внимание на эту задачу, вы каждый раз, общаясь с человеком, подсознательно калибруете его реакцию.
Это очень похоже на обучение вождению автомашины. Пока вы начинаете, нужно думать одновременно и про последовательность действий при запуске машины, и про обстановку на дороге и при этом желательно контролировать свое состояние… Десятки пунктов внимания, реальный риск… Внимание ограничено. Однако через несколько месяцев вождения навык настолько автоматизируется, что вы легко можете водить машину и при этом способны одновременно слушать музыку, разговаривать с пассажирами и еще о чем-то думать.
Около ранчо остановилось стадо баранов и уставилось на ворота.
— Чего они смотрят? — спросили у пастуха. — Ведь ворота старые?
— Ворота старые. Бараны новые.
То же самое можно сказать в отношении любого другого навыка — подстройки, метамодели, якорения. Пока человек чему-то учится, это тяжело и иногда даже выглядит нелепо. Вспомните, как вы учились писать. Для того чтобы нарисовать одну букву, одну ровную палочку, надо поначалу потратить очень много сил. Но это опыт, это практика. Через некоторое время, когда вы уже развили в себе эту способность, она стала частью вас, умением делать хорошо и об этом не задумываться. Это стандартный круг обучения человека.
Те ситуации, с которыми мы работали при разборе и оттачивании различных инструментов, можно назвать одношаговыми. Разница между ними и обычными жизненными — как между одной скрипкой и целым оркестром, как между одним цветом и всей палитрой. Была задача откалибровать реакцию человека, задача сделать рефрейминг конкретному утверждению, задача поставить якорь на конкретное состояние. Конкретные элементы каких-то жизненных ситуаций, отдельные кирпичики больших зданий. В жизни человеку обычно приходится сталкиваться с задачами иного уровня.
К примеру, продажа товара включает в себя целый перечень действий, это классическая коммуникативная многоходовка. Но ее можно разложить на более или менее элементарные составляющие. Шаг первый — подстройка (кстати, этот элемент будет стартовым практически во всех коммуникациях), далее калибровка и применение метамодельных вопросов (выявление ценностей и критериев покупки), предложение покупателю подходящего товара, далее, возможно, работа с возражениями при помощи рефрейминга («Конечно, он дороже прочих, зато гораздо надежнее»), подталкивание к окончанию сделки при помощи речевых стратегий («Вы получите массу удовольствия, когда купите этот товар»).
В личных отношениях этот алгоритм тоже можно проследить. Например, ваша задача — понравиться девушке или молодому человеку. Здесь может быть: подстройка телесная, выявление интересов и ценностей, вызов радостного ресурсного состояния, использование якорей… Заметьте: на разных этапах коммуникации мы используем разные стратегии.
Одна любительница психологических тренингов рассказала о подстройке своему безуспешному воздыхателю. Воздыхатель оказался умным и понятливым и начал активно подстраиваться. Через несколько недель девушка вышла за него замуж, «неожиданно» осознав, что рядом с ней действительно замечательный человек.
Подстройка — один из ключевых элементов общения. Если вы научитесь только ему, то фактически получите половину решения всех коммуникативных задач, с которыми вам приходится сталкиваться. Подстройка позволяет быстро и качественно сформировать отношения между людьми. Это первый шаг любого общения.
В принципе любую проблему коммуникативного характера, которая зависит от людей, можно разложить на набор мелких проблем-задач.
Попрактикуйтесь в этом. Возьмите какую-нибудь проблемную ситуацию, с которой у вас пока не получается справиться, или, может, наоборот, ситуацию, с которой вы легко справляетесь, и разложите ее на пошаговую стратегию. Отметьте, что именно вы делаете, какие шаги и действия позволяют вам добиться цели, действовать эффективно. Или какие шаги нужны для успеха. Просто для того, чтобы посмотреть, из каких микрошажков можно собрать эту коммуникацию.
Если говорить в целом о стратегии коммуникации, то здесь будет уместна модель ТОТЕ, которая пришла в психологию из кибернетики.
Обобщенная модель ТОТЕ была разработана основателями НЛП на основе работ Карла Прибрама («Языки мозга»), а также исследований поведенческих психологов, которые занимались изучением взаимосвязи структур восприятия и поведения животных и человека.
В предложенной модели аббревиатура ТОТЕ означает Тест-Операция-Тест-Выход (Test-Operation-Test-Exit).
Первый тест запускает процесс достижения цели и включает сенсорные критерии желаемого состояния («что я услышу, увижу, почувствую, когда достигну цели?»).
Операции — это какие-либо действия, направленные на достижение данной цели (строительство дома, написание книги, ремонт в квартире или поход за продуктами в магазин).
Второй тест — это сравнение текущего состояния с желаемым. Именно благодаря второму тесту организуется «петля обратной связи» в системе. Здесь также важны сенсорные критерии («как я пойму, что приближаюсь к цели»?)
Выход обеспечивает принятие решения — заканчивать процесс достижения цели или продолжать его. Если текущее состояние совпадает с желаемым, то процесс завершен. Если нет — формируется еще один цикл операции — второй тест.
Вот здесь мы обращаем ваше внимание на некоторые очень важные моменты. Без соблюдения этих правил любая, самая эффективная модель так и останется эффективной моделью… На бумаге.
1. Цель должна быть четко определена и фиксирована, причем максимально сенсорно.
2. ТОТЕ должен быть полным. Ведь даже самый лучший автомобиль не ездит на трех колесах.
3. В точках ТОТЕ должны быть использованы все репрезентативные системы: образы, звуки, чувства и даже дигитально-логические выводы.
4. Используйте в тестах только сравниваемые между собой критерии (например, образ сравнивайте с образом, а не с чувством).
5. Операции должны быть разнообразны.
6. Используйте минимальное количество циклов и шагов. Можно, конечно, из Москвы в Тулу через Францию ехать, но через Серпухов ближе.

 

Одним из первых случаев, когда эта модель ТОТЕ была применена в жизни, стали разработки «самонаводящихся» торпед. Это и сегодня одна из самых наглядных иллюстраций механических ТОТЕ-ов. Тест первый — торпеда наводится на цель. Операция — выстрел, и торпеда летит в заданном направлении. Тест второй — торпеда посылает радиосигнал и сравнивает свой курс с координатами цели. Если есть отклонения, в курс вносятся необходимые коррективы. Операция — продолжение движения к цели. Через несколько секунд — еще один второй тест. Потом опять операция. И так до тех пор, пока торпеда не достигнет цели. Это и будет точкой выхода.
Впоследствии эта же схема была применена для разработки первых компьютеров и исследований в области искусственного интеллекта. Эта модель — разумеется, в усложненном виде — функционирует и по сей день.
В принципе по схеме ТОТЕ можно разложить все наши действия и очень много других макро- и микрожизненных процессов.
Еще одно достоинство модели ТОТЕ в том, что с ее помощью можно выстраивать многошаговые комбинации, решать большие задачи. Любую макроцель общения можно разложить на составные шаги. Задача второго теста — проверка. Насколько вы приблизились при помощи сделанной операции к цели и приблизились ли.
Важно то, что одной и той же цели можно достичь разными методами. К примеру, если вам нужно человека в чем-то убедить, вызвать его согласие, замотивировать на что-то, вы можете запустить заранее установленный якорь на состояние мотивации, можете вызвать у себя это состояние и отправить его в «мотивацию» силой ведения, а можете воздействовать на человека при помощи слов. Одно понимание того, что на человека можно воздействовать как вербально, так и невербально, существенно расширяет вашу гибкость, ваш набор действий. Внутри этих основных вариантов есть еще десятки других. Какой из них будет лучше в данный момент с данным человеком — можете решить только вы. Каждая задача ставит свои условия, и где-то будет уместнее и логичнее работать вербально, а где-то, наоборот, лучше использовать прямые телесные реакции. Это еще и вопрос того, чем вы лучше владеете, каков ваш рабочий инструментарий.
Но для расширения вашего мастерства хочется порекомендовать и такой вариант — попробуйте решать одну и ту же задачу разными способами. Каждый из изученных нами инструментов общения может привести вас к успеху. Кроме того, вариантность усиливает вероятность достижения вами цели. Если какой-то метод не сработал, вы всегда можете поменять стратегию.
Цель, которую вы ставите перед коммуникацией, одна, а средств и путей, которые ведут к ее достижению, много.
Показать оглавление

Комментариев: 0

Оставить комментарий