Телевидение, дети и православная семья

Так что же это получается

Так что же это получается: у телезрителя нет надежды, у телевизионщиков нет перспективы, а у России нет будущего? В чем же смысл его?
«Убежден, что смысл будущего состоит для России в необходимости исполнить свое предназначение. А предназначение это заключается в том, чтобы в этом земном мире, временном и грешном, свидетельствовать о мире небесном и вечном, о Христе Спасителе, Которому мы служим всеми нашими слабыми силами, и о бессмертии стремящейся ко спасению человеческой души. В этом свидетельстве и состоит объединяющая нас общая судьба. Именно по этой причине нашу страну стали называть Святой Русью.
Поэтому будущее России можно построить, только следуя за нашими святынями, которые даны нам историей и которые определяют общность нашей судьбы, наше лицо перед Богом и людьми. Жизнь убедительно показывает, что без этой опоры мы оказываемся в плену чужих произволений, а все рассуждения о так называемой “национальной идее” с очевидностью не отвечают реальности» (Церковный вестник № 12 (289), июнь 2004 г.). Вот так: точно, ясно и убедительно Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорит о нашем уповании.
Будущее России на сегодняшний день находится в руках политиков и олигархов. Но не в руках разных СМИ, из которых, повторяем, телевидение является, можно смело сказать, мощнейшим идеологическим оружием. Нравственный уровень общества определяется тем, в чьих руках находится это оружие, куда оно направлено. Направлено оно, разумеется, на человека, точнее, на эмоционально-нравственные и психофизические стороны его существа. Присмотримся, насколько универсально, а главное эффективно, действует телевизор-оружие. Он может многое. Наблюдаем результат.
1. Выдавая в эфир бесчисленное количество обойм наиразнообразнейших видеоматериалов:
а) фокусирует на себе внимание населения столь мощно, словно узурпирует его, заставляя постоянно крутить ручки переключателей каналов;
б) как ни парадоксально, — в то же время рассеивает это внимание, показывая неохватное количество информации, заставляя человека думать о многом и забывать о главном: Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее (Лк. 10, 41–42).
2. Предлагая зрителям бесконечные «сериалы», телевидение заставляет человека быть озабоченным чужими, вымышленными судьбами, переживать их перипетии, забывая часто о своих домашних, которым подчас уделяется так мало внимания:
а) сериалы опустошают душу;
б) мало чему научают — бездарная трата времени.
Конечно, сериал, созданный на основе религиозной тематики, может наводить на духовное размышление и быть полезным.
3. Ранее мы уже говорили о том, что трансляции Богослужений по TV не только уместны, но и полезны. Правда, телевизионная Божественная литургия не дает той полноты воссоединения человека с Богом, поскольку невозможно само Причастие Святых Христовых Таин (центр всякого Богослужения).
Что же касается показа прочих православных передач, то они для христианина желательны, но при условии:
а) если люди с камерой в руках не оскорбляют религиозных чувств верующих;
б) не пропагандируют иную религию (в т. ч. сектантского толка), кроме доминирующей в России — Православной.
Сложность этой проблемы в том, что светская журналистика стоит на других основаниях, чем церковная жизнь, и в целом скептически, а то и откровенно враждебно, к ней относится, прежде всего потому, что Православная Церковь в России сравнительно недавно находится на свободе. Много лет в общественных СМИ на теме религии лежало табу. Потом наступила эйфория, когда о религии стали говорить очень много, и все этому радовались. Но потом пришло время отката, потому что тогда еще не сложилась традиция уважительной светской журналистики в отношении религии, было много и фанатизма, и цинизма.
Идеальной, вероятно, была бы модель, в которой хорошо образованные и информированные профессиональные тележурналисты занимались бы религиозной тематикой на профессиональном уровне. Это позволило бы избежать ляпов, несуразиц и имело бы просветительское значение.
4. Современное телеоружие поражает психику и физиологию наших детей и подростков (об этом мы уже упоминали выше). Но надо ли вообще бояться находиться под прицелом данного «оружия»? Может, оно не всегда имеет смертельно поражающее действие, а, наоборот, — выпускает полезные для человека заряды патриотического, разумно-полезного для души свойства? Например, такие:
а) правдивые передачи по истории Церкви и о ее святых людях (святые князья Александр Невский, Димитрий Донской и адмирал Феодор Ушаков; преподобные отцы наши Сергий, игумен Радонежский, и Серафим Саровский и т. д.);
б) передачи научного характера, связанные с именами великих ученых, таких как: Димитрий Иванович Менделеев, Иван Петрович Павлов и др., исповедующих христианское мировоззрение на происхождение явлений и событий;
в) видеожурналисты, режиссеры и актеры, создающие художественные передачи и фильмы, исповедующие светлые, спасительные евангельские идеалы (фильм по роману Ф.М. Достоевского «Идиот»), и ряд других передач, не вызывающих в человеке чувств злобы, жестокости, эгоизма, человеконенавистничества, а, наоборот, зовущих к свету, к выходу из греховной тьмы.
Под «огонь» подобных передач, дорогие родители, вы можете спокойно посылать своих сыновей и дочерей.
Из вышеизложенного мы видим, что образовательные передачи для детей и подростков несут два заряда: положительный и отрицательный.
Положительный:
Может вызывать интерес у детей к той или иной сфере деятельности человека, вызовет у него дальнейшее желание знакомства с конкретными формами этой деятельности.
Отрицательный:
Дети «разучились» читать, они охотно включаются в дело тогда, когда участвуют в восприятии материала два основных из пяти чувств: зрение и слух (видео-аудиоряд); это же явление и порождает чувство, связанное с грехом (лень). Читая учебник или художественную литературу, ребенку необходимо вдумываться в прочитанное, а это для сегодняшнего поколения процесс весьма обременительный.
Показать оглавление

Комментариев: 0

Оставить комментарий