Волк. Размышления о главном

13. Легенды

Здесь изложены основные сюжеты о волке, в той или иной форме вошедшие в мифологию и эпосы многих народов мира

 

Чем сильнее зверь, тем он спокойнее. Сила никогда не провоцирует агрессию или жестокость. Напротив, сила – источник внутреннего равновесия, уверенности в себе, она создает чувство безопасности и безмятежности.
Когда волк полон сил, у него нет врагов. Сильный волк пребывает в возвышенном состоянии духа, он бесстрашен, он спокоен. Он отстраненно смотрит вокруг, он наблюдает жизнь, он даже не ищет жертву. Сильный волк – волк в медитации. Он созерцает. Он дышит. В нем нет двойственности. Волк и его сила есть одно. Они неразделимы. И нельзя определить объект и субъект. Здесь нет главного и второстепенного. Они одно целое – волк и его сила. Без силы и волка волком не назовешь. Слабый волк – это какая-то собака с поджатым хвостом, которая забежала ночью в курятник, да и выбежала в панике, вся исклеванная взбешенным петухом. Сильный волк не станет воровать у людей. Он выйдет на честную охоту. Потому что так устроен мир. А волк знает все правила. Потому что он сам придумал их большую часть.
Существует древняя легенда о происхождении волка, которая очень символично описывает природу этого удивительного животного. Мне известен один из вариантов этого сказания, происходящий из древней славянской культуры. Но я уверен, у многих народностей есть что-то подобное в национальном эпосе или в сказках. Итак, согласно этой легенде, волк – отнюдь не результат Божьего промысла. Появлением своим волк обязан бушующим чувствам вечно недовольного дьявола, комплексующего по поводу своих способностей, вечно стремящегося уподобиться Богу. И вот дьявол решил заняться чем-то созидательным, и первый же его эксперимент с созданием живого существа оказался вполне успешным – у него вышел замечательный волк, практически идеальное существо, которое он вылепил из глины. Но идеален его волк был только в плотском, материальном плане. Вдохнуть в волка душу и заставить его сердце забиться дьявол так и не смог. Но волк так понравился незадачливому падшему ангелу, что тот, принарядившись в парадный алый плащ с лейблом «Люцифер», отправился в гости к Богу, чтобы попросить у него совета. Увидев волка, Бог тоже решил, что существо вышло замечательное. Он вдохнул в зверя жизнь. И тут наш дьявол весь покрылся пупырышками от обуявшей его зависти: сколько он ни бился, но живого волка ему сделать так и не удалось, а Богу это раз вздохнуть. Разозлился дьявол и приказал своему волку укусить Бога за пятку. Но волк никак не отреагировал на команду. «Не надо путать волка и собаку», – предостерег его Бог. Волк, услышав эти слова, кивнул и укусил за пятку дьявола. Поэтому тот и хромает с тех пор. А волк остался с Богом, ведь тот позаботился о животном: он велел, чтобы пастухи его кормили – каждый должен выделить по одному ягненку из стада. А чтобы дьявольское создание не смело убивать слишком много ягнят, Бог снял свои перчатки, и они превратились в пастушьих собак, которые отгоняли волка от стада. К тому же Бог установил некоторые другие ограничения, чтобы идеальный хищник не сожрал в экстазе все поголовье скота, оставив людей голодными. С тех пор волк плохо видит вдаль, не может повернуть голову, чтобы оглянуться, а овец унюхать он может, только если их запах принесет ему ветер. И тогда волк понял, что ему надо находить себе пропитание самому, и если у него не получалась охота, он терпел голод до сорока дней. Так, волк стал первым, кто пережил «великий пост», кто очистился голоданием и выжил, а также стал посредником между мирами, между небом и землей, между сном и явью.
К тому времени как я впервые повстречал своего волка в том зимнем лесу, я и сам уже прошел вышеупомянутый сорокадневный пост, знал, что такое лечебное голодание, и хорошо понимал, что это за испытание. Я думаю, что уже интуитивно ждал своего волка, был готов к этой встрече и даже начал практиковать голодание, бег, уединение. Но я тогда не знал, что во мне проявляются качества и привычки этого удивительного животного.
У скандинавов тоже есть свои легенды о волке, но их волк не считается идеальным существом. Напротив, скандинавский волк – чудовищный. Зовут его Фенрир. Страшная бестия была закована богами в прочные железные цепи, чтобы она не навредила людям. Но сила Фенрира была настолько велика, что он сумел разорвать свои оковы и «наделать делов». Поэтому его пришлось запереть в самые недра земли, в такой символический ад, где ему, по мнению скандинавов, самое место. Фенрир – ключевая фигура скандинавского Армагеддона, то есть конца света. Поверье гласит, что с наступлением «сумерек богов» мрачный Фенрир сможет преодолеть все преграды, и как из жерла извергающегося вулкана вырывается фонтаном раскаленная лава, так же и чудовищный волк вырвется наружу и проглотит солнце, с грохотом клацнув своими гигантскими зубами. И если в предыдущей славянской легенде волк мудрый, то в скандинавском предании волк Фенрир – символ хаоса и разрушения, смерти всего сущего. Викинги считали, что Фенрир служит богу Одину и дает им силу, укрепляет боевой дух, придает выносливости в кровавом бою, а души побежденных врагов Фенрир забирает в свой подземный ад. Легенда также гласит, что именно благодаря тому, что Фенрир заключен глубоко в подземелье, в нашем «верхнем» мире существует упорядоченность: день и ночь, лето и зима, другие законы природы и социума.
У тюркских народов есть легенда о голубом волке. Древние тюрки называли волка Кок Курт (дословный перевод – «небесно-голубой спаситель»). Голубой волк был для тюрков сакральным животным. Однажды голубой волк спас их племена от неминуемой гибели. Об этом писали китайские летописцы. Вот как было дело: предки древних тюрков, племя хуннов, древний род которых впоследствии стал называться Ашина (дословно – «благородный волк»), были поголовно уничтожены в кровавой войне с соседним родом. Остался в живых лишь один мальчик девяти лет от роду. Враги отрубили ему руки и ноги и бросили умирать в заросли травы на берегу озера. Там его обнаружила синегривая волчица, которая не потерпела такой жестокости: она помогла ребенку выжить, а впоследствии стала матерью его детей. Беременная волчица-спасительница, которую преследовали охотники, спряталась в Алтайских горах, где и родила десятерых сыновей, детей рода Ашина. И на этом фантасмагория со скрещиванием человека и волка не закончилась: все ее дети-полуволки поженились на женщинах Турфана из древнего уйгурского поселения (современный Китай). А один из внуков того мальчика рода Ашина стал предводителем племени. Символом племени стало изображение головы волчицы, которое археологи нашли на полуистлевших знаменах в захоронениях воинов и знати этого рода. В древнетюркских преданиях есть много историй про синегривую волчицу, которая считалась спасительницей их народа.
Волк-спаситель – довольно популярный мотив в фольклоре и эпосе многих народов. Татарская легенда о белом волке, который спас заблудших людей от врагов и голодной смерти, например.
Еще одна древняя китайская легенда рассказывает историю о двух дочерях предводителя гуннов. Девушки были неземной красоты, и их отец решил, что они достойны чего-то большего, чем человеческие мужчины. И тогда он возвел высокую-превысокую крепость с башней, в которой поселил своих дочерей-красавиц, и приказал им посвятить свою жизнь небесам. Спустя несколько лет возле крепостных стен появился волк. Он долго рыл себе нору и в итоге в ней поселился. Младшая дочь, почуяв зов природы, сказала старшей сестре: «Я вижу в этом волке счастливое предзнаменование!» Она спустилась к нему и вышла за него замуж. Когда у нее родился сын-волк, то он вскоре стал прародителем целой страны, и жители этого государства любили петь протяжные песни или просто выли на луну, как их предок-волк. Мораль: не запирайте дочерей в башнях, а то наплодят такого, что на луну все потомки будут выть, а люди пальцем показывать.
Слышал я и про легенды аж с Камчатки о связи женщины и волка, от союза которых произошли все жители острова. Ходят полуисторические сплетни о том, что оттуда, с Камчатки, произошел древний обряд выдачи замуж за волка самой красивой девушки в селе: люди делали фигуру волка из соломы, а потом символически праздновали свадьбу, чтобы был хороший урожай. Говорят, помогало.
Но самая красивая и поэтичная легенда – о том, почему волки воют на луну, почему у них такая связь с этим небесным телом.

 

 

ТОСКУЯ О СВОИХ ПОТЕРЯННЫХ КРЫЛЬЯХ,
ВОЛКИ СТАЛИ ОТ БЕСПОМОЩНОСТИ
ВЫТЬ НА ЛУНУ. ВОЛКИ ТОЛЬКО САМИ
МОГУТ НАЙТИ СВОИ КРЫЛЬЯ, ДОБРАТЬСЯ
ОДНАЖДЫ ДО ЛУНЫ, ВЕРНУТЬ СЕБЕ
СВОБОДУ.

 

Бог знает когда, в начале всех времен и историй, которые приключились с родом человеческим, а планета наша только приобретала черты, знакомые нам с вами сегодня, на Земле торжествовало могущество высших сил, которые способны на разные чудеса, а также на создание диковинных существ, которые в те незапамятные времена были очень распространены: Пегасы, Фениксы, коты Баюны и прочие Змеи Горынычи.
Так вот, однажды «высшее существо из нижних миров», так его назовем, в общем, демон какой-то, позавидовал человеку – у того был преданный друг, собака, верный спутник и помощник. А у демона не было. И он изготовил модель волка – очень старался! А когда у него получился замечательный волк, положил его туда, где бывают «высшие существа из высших миров», способные на многие чудеса. Он надеялся, что им удастся вдохнуть в его питомца чуть больше жизни, чем удалось ему с его подземными низкими энергиями.
Модель волка действительно понравилась «высшим», и один из них оживил волка. Тогда демон заявил свои права на волка, но «высшие существа» волка не уступили, а напротив, подарили ему два синих как небо крыла, чтобы тот мог летать. Волк немедленно взлетел и не стал слугой «низшего духа». На что тот пообещал как-нибудь ужасно отомстить.
И вот, волки стали летать, но вечерами их всегда тянуло на землю, назад, домой. А ночевали они в лесу. И снились им облака и ветер свободы. Но однажды ночью «низший» украл у спящих волков их синие крылья. И спрятал на обратной стороне луны.
Тоскуя о своих потерянных крыльях, волки стали от беспомощности выть на луну. Они помнят те времена, когда у них были синие крылья и они умели летать. А «высшие» сказали им, что они не могут им ничем помочь – волки только сами могут найти свои крылья, добраться однажды до луны, вернуть себе свою свободу, отвоевать то, что принадлежит им по праву. «Станьте бесстрашными охотниками, искусными воинами, станьте шаманами!»

 

Показать оглавление

Комментариев: 0

Оставить комментарий