Не упустить свою жизнь

8. Что созидает созидатель?

Ни жизнь, ни работа не похожи на прогулку в парке. Обе, как описывал это философ Карл Ясперс, связаны с пограничными ситуациями. Действительно, чем мы заняты? Наши труды преходящи; нам не избавиться от болезней, страха и смерти — но рождение и творчество тоже часть жизни. Кто свободен понимать творчество как образ жизни, ищет подходящих условий для него. На это может потребоваться как много, так и мало времени, но в любом случае такие поиски тягостны. Ясперс вводит понятие «любящая борьба», или «любовь-борьба», которое определяет жизнь. Философ ясно видел, что жизнь — вызов. «Жизнь всегда опасна для жизни», по меткому замечанию писателя Эриха Кестнера.
Кто по своей воле вступает в борьбу, тот должен задаться вопросом, во имя чего он борется. Здесь не может быть речи об обогащении — своем или заказчика. К сожалению, слишком многие по-прежнему утверждают, что мир материален, а успех измеряется в деньгах. Подобные суждения указывают исключительно на материальную сторону и никак не определяют творческие поступки. У материалиста на глазах шоры, и он видит только тот маленький кусочек мира, где заперт сам.
Люди творческие, напротив, обладают широким взглядом, они смотрят вдаль, за горизонт. Они философы свободы, и Йозеф Бойс называет творческую деятельность наукой свободы. Но свобода означает и ответственность. «Свобода от эгоистического восхождения в гору — это свобода для творческого воплощения предлагаемых миром возможностей во имя других», — пишет Стивен Батчелор.
Для Бойса задачей было распространение творческих представлений на все области жизни и работы. Поэтому в своих докладах, интервью, на выставках и акциях он всегда вел речь о конкретных вопросах устройства и образа жизни. Он разрушил границы между искусством, дизайном и ремеслом — для него была важна свободная и творческая деятельность, которая может быть найдена в любом занятии, таким образом превращая его в искусство. Так как каждый из нас обладает творческим потенциалом, для Бойса любой человек — художник.
Ориентированность на христианские идеи разжигала его интерес к чередованию смерти и воскресения, которое он предполагал каждодневным процессом для человека, занятого созиданием. Каждое творческое действие придает форму нашему миру. Бойс понимал общество как социальную скульптуру, которую мы постоянно ваяем. Человек вообще не может иначе; образно выражаясь, он вечный скульптор. Взять хотя бы речь: гортань «скульптурно оформляет» поток воздуха, образуя слова. «Почисть картошку и уже станешь скульптором», — говорит Бойс. Определяющей для него была пластичность мира, а его основным интересом — свобода, образующая вместе с творчеством главный капитал мира. Его формула проста и вмещает целое учение: искусство = человек = творчество = свобода.
Все четыре области являются областями борьбы, а она требует энергии. Борьба требует планирования, организации и практик (в ремесле). Бойса понимают неверно, выводя из его положения, что каждое действие наделяется творческой ценностью. Совершенно наоборот: для него подход к творчеству по принципу «сделаю разок» или «интуитивно-играючи» — скорее пустая идеология, выхватывающая инстинктивное. Он требовал от своих студентов естественно-научных ремесленных навыков, философско-религиозных знаний и личной рефлексии. Без постоянной работы остается только «нерегулируемый разброс сил в пределах творческого потенциала», из чего получается лишь насилие над идеями. Бойс высвобождает представления о «планировании» из тесного корсета процессуального менеджмента, заинтересованного исключительно в эффективности. В одном из интервью Бойс говорит:
Если это не пронизывает всю мою жизнь… то ничего не получится, выборочно дело не пойдет… Проще говоря, я должен тренироваться и готовить себя снова и снова… и я должен всю свою жизнь поступать так, чтобы подготовка не прерывалась ни на миг. Так что работаю ли я в саду, разговариваю ли с людьми, еду ли в транспорте, читаю ли книгу, преподаю или занят работой… просто ли нахожусь дома — я всегда должен сохранять присутствие духа для понимания расстановки сил. Тогда будет энергия. Тогда у меня будут принципы. И это практика.
Это серьезное требование, это образ жизни, который предполагает, что мы вечно в пути и постоянно практикуем всё возрастающую внимательность. «Творчество — это форма бытия. Творческие люди постоянно думают о той области, в которой работают», — размышляет Дэниел Гоулман. У нас есть свобода так поступать, а для Бойса свобода, помимо прочего, обязывает к тому, чтобы упорно развивать свое творчество, конструктивно занимаясь созиданием. И так — во всех областях работы и жизни.
Что-то да возникает там, где есть энергия. «Это “что-то” приводится в движение силой и после обретает форму, даже много форм, особые формы. Это и есть творчество», — утверждал Бойс.
Творчество, отделенное от демократии и экологической ответственности, является не более чем инструментом для исполнения задач. Поэтому стабильность является основным идеалом, которому оно обязано своим существованием.
Философ Вильгельм Шмидт сформулировал в этом отношении два императива, которые подходят и для любой формы созидания.
Поступай так, чтобы:
• не разрушить основы своего существования;
• твои действия и их последствия в отношении других были такими, какими ты бы ожидал их от других по отношению к себе.

 

Ориентация на идеал стабильности затрагивает экономические, экологические и социальные аспекты жизни. Дизайнер Уве Боден добавил к этим трем столпам четвертый — эстетику. Он задался вопросом, как передать идею постоянства, и увидел в коммуникационных дизайнерах тех экспертов, кто способен сделать это. Ведь именно они практикуют комплексный подход к изображению взаимоотношений между вещами. «Задача в том, чтобы придать идее постоянства художественную форму, не усложнив и не исказив ее», — пишет Боден. Только тогда возможно то, что Дэниел Гоулман определял как творчество — оставлять после себя вещи немного лучше, чем они были до этого.
К сожалению, мир полон людей, оставляющих после себя полученное — и некоторые даже сами не замечают этого — в худшем виде, чем оно было. Так происходит, когда творчество и интеллект используют, чтобы преследовать эгоистические цели. Последнее оправдывается работодателями, не способными понять, что хорошая экономика значит больше, чем максимизация прибыли. Творчество затрагивает не только работу, но и жизнь. И это ставит перед нами множество важных вопросов. Джек Корнфилд обобщил их: «Во что мы инвестируем наше время, наши силы, наше творчество, нашу любовь? Нам придется взглянуть на свою жизнь без сантиментов, без преувеличений, без идеализма. Действительно ли отразилось в том направлении, куда мы свернули, то, что мы по-настоящему ценим?»
Творчество только тогда становится формой жизни, когда мы не перестаем задумываться, каков смысл нашей работы, какое направление мы выбираем и оставляем ли мы мир после себя лучше. Суть вопроса в том, что у нас всегда есть возможность изменить направление и начать жить и работать иначе. У творчества есть сила изменить многое. «Наш творческий труд связывает искусство и пережитое, искусство и исцеление, искусство и социальное поведение. Есть связь между стремлением к красоте, желанием быть здоровым и жаждой политической свободы… Культура и искусство — ресурсы, жизненно необходимые для выживания. Творчество не только в искусстве, но и в науке, технике и в повседневности — источник человеческой самореализации. Творчество способно заменить собой конформизм как основной модус социального бытия», — пишет музыкальный импровизатор и автор Стивен Нахманович.
Показать оглавление

Комментариев: 5

Оставить комментарий

  1. ltundelymn
    Вы не ошиблись, верно --- ЭТО СУПЕР СПАСИБО ОГРОМНОЕ проститутки по вызову ставрополь, проститутки бишкека вызвать а также эскорт в иркутске москва вызвать проститутку
  2. pinkhunKig
    Случайно зашел на форум и увидел эту тему. Могу помочь Вам советом. Вместе мы сможем прийти к правильному ответу. --- Абсолютно с Вами согласен. Мне кажется это очень хорошая идея. Полностью с Вами соглашусь. проституток вызвать томск, вызвать проститутку пенза а также проститутки Иркутска вызвали в сауну проституток
  3. tuiquiCalt
    Извиняюсь, но этот вариант мне не подходит. Кто еще, что может подсказать? --- Спасибо! Прикольная вещь!!! гдз химия, гдз вк а также гдз 5 reshak гдз
  4. inarGemy
    Вот и так тоже бывает:) --- Интересная тема, приму участие. Вместе мы сможем прийти к правильному ответу. досуг в иркутске объявления, иркутск развлечения досуг а также индивидуалки Иркутск досуг иркутск ленинский район
  5. tofaswen
    Извиняюсь, что ничем не могу помочь. Надеюсь, Вам здесь помогут. --- я тоже!!! оптимизация кода сайта, проверьте подключение к интернету skype и почему не удается подключится к скайпу отзывы adlabsnetworks