4. Эстетика дзена
Американец Бернард Глассман прославился как социальный работник, основатель межрелигиозного ордена мира и мастер дзен. Он основал Graystone Foundation — организацию, которая, помимо прочего, занимается бездомными и тюремными заключенными. В столовых для бедных еда непривычно красиво разложена по тарелкам, что вызывает удивленное покачивание головой у обычных социальных работников. Но Глассман придерживается мнения, что не хлебом единым жив человек, существует и эстетическая базовая потребность. «Красивое окружение вдохновляет людей на то, чтобы они стали полноценно созидать собственную жизнь, чтобы с большей силой воспринимали, насколько бесценен мир и люди вокруг. Красота искусства и природы напоминает нам о внутренней гармонии и о том великолепии, которое проявляется в существовании каждого человека», — рассуждает Глассман в своей книге Anweisungen für den Koch («Указания для повара»).
Работа его организации приносит серьезные результаты: красота и порядок глубоко воздействуют на психологию. Каждому знакомо то удовлетворение, которое можно получить от прибранного рабочего стола: внешний порядок находит внутреннее отражение. Глассмановское осознание формы вдохновлено дзен-буддизмом и указывает на родство креативности и дизайна. Дзен-художники очень рано задумались над тем, что происходит в зрителе, созерцающем прекрасное, а не только над гармонией формы.
Таким образом, этому зрителю предлагается активная роль, он не должен быть усыплен искусством. «В единообразии формы — гибель для чистоты фантазии», — говорит Какудзо Окакура в Buch vom Tee («Книга чая»), своем базовом труде по японской эстетике. Осознанно избегается и симметрия, поскольку она внушает перфекционизм и порядок, которых в реальном мире нет. Кто задумывался об использованных в пропагандистских фильмах Лени Рифеншталь симметричных формах, тот может понять их скрытую власть. Поэтому дзен-эстетика предпочитает предлагать нашему глазу нечто незаконченное, выражаясь позитивно — открытое. Эти правила созидания подразумевают, что всегда остается что-то незавершенное, что мог бы продолжить рассматривающий или использующий. «Только тот откроет истинную красоту, кто в душе закончит незаконченное», — считает Окакура.
Коммуникационные дизайнеры любят белые широкие поверхности, создающие претенциозную, но деловую атмосферу. Однако дзен-художники развили в этом отношении совершенно своеобразное учение. Речь идет не столько о реально демонстрируемых предметах, сколько о «композиции из пробелов». Здесь японская эстетика знает два собственных понятия: Ma — промежуток между, и Mу — пустота. Дзен находит «красоту вещи в ее несовершенстве и незавершенности, в ее непостоянстве и красоте, в ее неожиданности, непредсказуемости и нетрадиционной свежести», — пишет историк искусства Клаудия Деланк. Многие картины практически полностью белые, только где-то в углу виден ландшафт, гора или дерево. Середина полотна остается нетронутой. Взгляд наблюдателя должен быть направлен на эту центральную пустоту, которая в дзене составляет сущность вещей и рассматривается как нескончаемый потенциал. В середине картины ничего не отсутствует, она задумана так, что заставляет смотрящего самого проявить активность!
Учение дзен о созидании описано в философии ваби-саби. Но связанные с ним представления о красоте много больше, чем просто эстетика, они становятся формой искусства жизни и работы. Гельмут Бринкер в своей книге Zen in the Art of Painting («Дзен в искусстве живописи»), посвященной дзен-художникам, так описывает основные принципы их эстетики: предпочтительна асимметрия, в картинах и изделиях — простота и скромность. Они стремятся к естественности, придавая предметам искусства вид простых, повседневных вещей. Тишина, внутренний покой и гармония рождают непостижимую глубину простоты.
На эти принципы опирается Леонард Корен в своих призывах освободиться от всего ненужного и сконцентрироваться на подлинном. В предметах, согласно ваби-саби, есть нечто необычное и скромное, у них есть способность стареть и, изнашиваясь, становиться еще прекраснее.
Если вдруг на вашем столе обнаружится старый источенный карандаш, для этой эстетики он намного ценнее и прекраснее самой престижной авторучки. В нашей культуре найдется много предметов, которые отвечают принципам ваби-саби. Это больше чем просто мусор: любимые пластинки, хрипящие, как и положено давней записи; кожаные сумки, со временем ставшие только интереснее; любимая обувь, которую еще можно отнести сапожнику; видавшая виды мебель из дерева; книги с загнутыми уголками и в потрепанных обложках; красивые спичечные коробки, восковые свечи… С характером таких предметов связывают неизменную простоту — верную дистанцию от культуры потребления и причуд быстро меняющейся моды. Чтобы воспринимать привычные предметы, нужен внимательный взгляд. Дзен-вселенная непримечательна. Вещи должны напоминать нам о быстротечности времени, что ведет к спокойному и ясному разуму.
Внимательность можно натренировать посредством медитации. И вместе с ней мы научимся двум центральным для творчества аспектам: эстетической чувствительности и способности концентрироваться.
- 1. Франк Берцбах Не упустить свою жизнь. Практика осознанности в творчестве
- 2. Информация от издательства
- 3. Предисловие. Искусство творческой жизни
- 4. Введение. В четырех стенах или между небом и землей?
- 5. Глава 1. Жизнь как студия
- 6. 1. Тоннель в конец света
- 7. 2. Разочарование как топливо
- 8. 3. Повседневная борьба
- 9. 4. Неразрешимые проблемы повседневности
- 10. 5. Жизнь как искусство
- 11. 6. Мы хотим определять свою жизнь сами
- 12. Глава 2. Искусство работать
- 13. 1. Зачем ты зарабатываешь деньги?
- 14. 2. Ты обязан работать!
- 15. 3. Работа в широкой перспективе
- 16. 4. Затеряться в работе
- 17. 5. Реально существующий мир
- 18. 6. Работа как общность ценностей
- 19. 7. Комната для себя одного
- 20. Глава 3. Творчество — дело тихое
- 21. 1. Произнести много, не сказать ничего
- 22. 2. Способность быть одному
- 23. 3. Внутренняя тюрьма
- 24. 4. Учиться слушать
- 25. 5. Наша голова живет собственной жизнью
- 26. 6. Осознанность
- 27. 7. Не судите!
- 28. 8. Медитация — временное прекращение огня в голове
- 29. Глава 4. Отчаяние
- 30. 1. Недовольство собой и миром
- 31. 2. Плохое время для хорошего настроения
- 32. 3. В тоннеле мрачного настроения
- 33. 4. Печаль как преодолимый порок
- 34. 5. Логика отрицательного мышления
- 35. 6. Депрессивные заболевания и профессиональная помощь
- 36. Глава 5. Творческое и духовное
- 37. 1. Стать счастливым
- 38. 2. Человек, не зли себя
- 39. 3. Малая история творения
- 40. 4. Эстетика дзена
- 41. 5. Дзен и творчество
- 42. 6. Ремесло творчества
- 43. 7. Творчество как мировой порядок
- 44. 8. Что созидает созидатель?
- 45. 9. Разум и чувство
- 46. 10. Свободная игра
- 47. Глава 6. Чашка чая
- 48. 1. Отпуск для души
- 49. 2. Всегда, везде, немедленно
- 50. 3. Выиграть время, чтобы еще больше работать
- 51. 4. Мир в чашечке чая
- 52. 5. Действие чая
- 53. 6. Приготовление чая
- 54. 7. Искусство пить чай
- 55. Благодарности
- 56. Об авторе
- 57. Список литературы
- 58. МИФ Арт
- 59. Над книгой работали
- 60. Примечания
- 61. 1
- 62. 2
- 63. 3
- 64. 4
- 65. 5
- 66. 6
- 67. 7
- 68. 8
- 69. 9
- 70. 10
- 71. 11
- 72. 12
- 73. 13
- 74. 14
- 75. 15
- 76. 16
- 77. 17
- 78. 18
- 79. 19
- 80. 20
- 81. 21
- 82. 22
- 83. 23
- 84. 24
- 85. 25
- 86. 26
- 87. 27
- 88. 28
- 89. 29
- 90. 30
- 91. 31
- 92. 32
- 93. 33
- 94. 34
- 95. 35
- 96. 36
- 97. 37
- 98. 38
- 99. 39
- 100. 40
- 101. 41
- 102. 42
- 103. 43
- 104. 44
- 105. 45
- 106. 46
- 107. 47
- 108. 48
- 109. 49
- 110. 50
- 111. 51
- 112. 52
- 113. 53
- 114. 54
- 115. 55
- 116. 56
- 117. 57
- 118. 58
- 119. 59
- 120. 60
- 121. 61
- 122. 62
- 123. 63
- 124. 64
- 125. 65
- 126. 66
- 127. 67
- 128. 68
- 129. 69
- 130. 70
- 131. 71
- 132. 72
- 133. 73
- 134. 74
- 135. 75
- 136. 76
- 137. 77
- 138. 78
- 139. 79
- 140. 80
- 141. 81
- 142. 82
- 143. 83
- 144. 84
- 145. 85
- 146. 86
- 147. 87
- 148. 88
- 149. 89
- 150. 90
- 151. 91
- 152. 92
- 153. 93
- 154. 94
- 155. 95
- 156. 96
Комментариев: 5