Трудовое право. Том I. Часть общая

7.5. Правовой статус безработного гражданина. Понятие подходящей работы

Безработные граждане – это трудоспособные лица, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ»).
Указанное определение содержит признаки безработного гражданина. Он:
1. является трудоспособным;
2. не имеет работы и заработка;
3. зарегистрирован в целях поиска подходящей работы;
4. ищет работу и готов к ней приступить.
Безработными не могут быть признаны граждане:
1. не достигшие 16-летнего возраста;
2. которым в соответствии с законодательством РФ назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная п. 2 ст. 32 Закона РФ «О занятости населения в РФ» (досрочная пенсия по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработного гражданина), либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
3. отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работ (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации – в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональной образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;
4. не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органах службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
5. осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
6. представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;
7. занятые граждане.
Правовой статус безработного гражданина характеризуется наличием у него прав, обязанностей, ответственностью. Согласно Закону РФ «О занятости населения в РФ» граждане имеют право:
1) на выбор места работы (ст. 8);
2) на консультацию, профессиональную ориентацию, содействие в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, получение информации в органах службы занятости (ст. 9);
3) на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации (ст. 10);
4) на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц (ст. 11).
Также безработным гражданам гарантируются (ст. 12 Закона РФ «О занятости населения в РФ»):
1. социальная поддержка в виде:
1.1. выплаты пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
1.2. выплаты стипендии в период прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
1.3. участия в оплачиваемых общественных работах. Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Общественные работы призваны обеспечивать осуществление потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер; сохранение мотивации у труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы. Порядок организации общественных работ урегулирован Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. № 875 «Об утверждении Положения об организации общественных работ».
2. осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости;
3. бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования.
Органы службы занятости содействуют безработным гражданам в переезде в другую местность для временного трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности), а также в переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности). Данным гражданам оказывается в том числе финансовая поддержка, в которую включаются:
1. при переезде в другую местность для временного трудоустройства: оплата стоимости проезда к месту работы и обратно, за исключением случаев, когда переезд работника осуществляется за счет средств работодателя; суточные расходы за время следования к месту работы и обратно; оплата найма жилого помещения, за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику жилое помещение;
2. при переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по направлению органов службы занятости: оплата стоимости проезда и провоза багажа к новому месту жительства; суточные расходы за время следования к новому месту жительства; единовременное пособие, размер которого устанавливается в зависимости от территории переселения (ст. 22.1 Закона РФ «О занятости населения в РФ»).
Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, органами службы занятости может оказываться материальная помощь. Правила оказания материальной помощи и условия ее выплаты устанавливаются Приказом Минтруда России от 29 июня 2012 г. № 10н «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными».
Для отдельных граждан, испытывающим трудности в поиске работы, государство обеспечивает дополнительные гарантии занятости путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
Квотирование рабочих мест для инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Статьей 21 данного закона установлено, что работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателя, численность работников которых составляет не менее чем 35 и не более чем 100 человек, законодательством субъекта РФ может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников. Для исчисления квоты для приема инвалидов на работу в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки труда. Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Помимо квотирования, инвалидам предоставляются и иные гарантии в сфере трудовой занятости:
1. специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов должны быть должным образом оборудованы;
2. условия труда должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида;
3. работодатели предоставляют в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов: они обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в РФ»);
4. осуществляется резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
5. создаются условия для предпринимательской деятельности;
6. проводится организация обучения инвалидов новым профессиям.
Увольняемым из организаций, от индивидуального предпринимателя в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, гражданам в соответствии с коллективными договорами, соглашениями гарантируются после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям – дошкольными образовательными организациями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации.
Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья. Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в данном субъекте РФ. Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, направляют для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, организовывают трудоустройство лиц данной категории (ст. 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Законами субъектов РФ, актами социального партнерства (коллективным договорами, соглашениями) могут предоставляться дополнительные гарантии занятости отдельным категориям работников либо гарантии занятости, не предусмотренные законодательством РФ. Например, законом г. Москвы от 01 октября 2008 г. № 46 «О занятости населения в городе Москве» инвалидам; несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет; лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет; выпускникам образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте до 26 лет, ищущим работу впервые, дополнительные гарантии занятости обеспечиваются в соответствии с законодательством города Москвы о квотировании рабочих мест.
А «Отраслевое соглашение по машиностроительному комплексу РФ на 2014–2016 годы» содержит правило, согласно которому работодатель разрабатывает мероприятия по трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования и их закреплению на рабочих местах (п. 8.9).
Обязанности безработных граждан в Законе РФ «О занятости населения в РФ» напрямую не закреплены, но их можно определить, исходя из анализа норм указанного нормативного правового акта. Так, безработные граждане обязаны:
1. являться в органы службы занятости для перерегистрации не более двух раз в месяц (ст. 31, 35 Закона РФ «О занятости населения в РФ»);
2. участвовать по истечении трехмесячного периода безработицы в оплачиваемых работах или пройти обучение по направлению органов занятости населения (для лиц, указанных в законе) (ст. 35 Закона Российской Федерации «О занятости населения в РФ»);
3. являться на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости (ст. 35 Закона РФ «О занятости населения в РФ»);
4. являться в органы службы занятости для получения направления на работу (обучение) (ст. 35 Закона РФ «О занятости населения в РФ);
5. сообщать в орган службы занятости о самостоятельном трудоустройстве, поступлении на обучение по очной форме, призыве на военную службу (ст. 3, 10, 35 Закона РФ «О занятости населения в РФ»);
6. выбрать один из предложенных органом службы занятости вариантов подходящей работы (ст. 35 Закона РФ «О занятости населения в РФ»).
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных Законом РФ «О занятости населения в РФ», безработным гражданам выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости (ст. 35).
Выплата пособия по безработице прекращается в случаях:
1. длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
2. попытки получения пособия по безработице обманным путем.
Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:
1. отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
2. отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
3. явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ;
4. нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного;
5. самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.
Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 % на срок до одного месяца в случаях:
1. неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;
2. отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (обучение).
Для реализации безработным гражданином права на труд органы службы занятости должны предоставить ему как минимум два варианта подходящей работы. Подходящей работой (ст. 4 Закона РФ «занятости населения в РФ») считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
По мнению ученых санкт-петербургской школы трудового права, в законе «О занятости населения в РФ» установлены признаки подходящей работы для двух категорий безработных.
К первой категории относятся безработные, имеющие опыт работы без длительного перерыва в работе (более года) перед обращением в службу занятости, уволенные по основаниям, не связанным с виной работника. Подходящей для них считается следующая работа, которая соответствует:
1. профессиональной пригодности работника (с учетом уровня профессиональной подготовки);
2. условиям (трудовой функции, занимаемой должности, уровню заработка) последнего места работы (за исключением общественных оплачиваемых работ);
3. состоянию здоровья работника;
4. транспортной доступности;
5. требованиям, правилам и нормам по охране труда.
Ко второй категории безработных отнесены лица:
1. впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации;
2. длительное время (более одного года) не работавшие;
3. состоящие на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавшие;
4. прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедшие из членов крестьянского (фермерского) хозяйства;
5. направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия;
6. уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ;
7. отказавшиеся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
8. обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
Подходящей для второй категории безработных граждан считается любая оплачиваемая работа (включая работу временного характера или общественные работы), требующая или не требующая предварительной подготовки, которая соответствует:
1. состоянию здоровья работников;
2. требованиям трудового законодательства;
3. не связана с переменой места жительства (без согласия) гражданина.
Предлагаемый средний заработок должен быть не ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ.
Показать оглавление

Комментариев: 0

Оставить комментарий